Решение в контексте существующих политических реалий
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆНедавнюю отправку 100 армянских военнослужащих в составе миротворческого контингента Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстан в Ереване восприняли весьма неоднозначно. Председателем ОДКБ в нынешнем году является премьер-министр Армении Никол Пашинян. Именно он после соответствующей просьбы о помощи, поступившей от президента Касым-Жомарта Токаева, объявил о решении Совета коллективной безопасности ОДКБ об отправке миротворцев в Казахстан на ограниченный срок. Как утверждает пресс-служба министерства обороны Армении, «в ходе миссии миротворческое подразделение ВС Армении будет выполнять функции исключительно по охране стратегических зданий и инфраструктуры».
По неофициальным данным, в Казахстане находятся военнослужащие 12-й миротворческой бригады. Данное подразделение Армянской армии участвовало в международных операциях в Косово, Ливане, Афганистане и Ираке.
Многие политические силы и представители гражданского общества Армении в той или иной степени критикуют решение правительства страны. Речь идёт, как об оппозиции, так и тех, кто ещё совсем недавно или был среди соратников Н. Пашиняна, или, как минимум, весьма лояльно относился к действующей власти. К примеру, против ввода армянских войск в Казахстан выступили представители двух десятков прозападных общественных и правозащитных организаций. В период «цветной революции» 2018 года они являлись активными сторонниками Пашиняна. Сегодня же в их совместном заявлении отмечается: «Возможно, власти Армении, по причине уязвимости и безопасности государства, используются клубом авторитарных государств, однако это никоим образом не оправдает их недальновидное поведение и ставит под сомнение их намерение быть в семье демократических государств».
Жёстко критикуют Пашиняна и за то, что разрешение на ввод миротворцев в Казахстан дал политик, который получил власть посредством «цветной революции». В этой связи аналитик Айк Халатян утверждает: «Действия Пашиняна по Казахстану – полный сюр. Человек, пришедший к власти через улицу в 2018 году, а в 2008 году (после президентских выборов в Армении – ПП) активно провоцировавший уличные столкновения, теперь против смены власти через улицу. Пчёлы против мёда».
Между тем, многие системные оппозиционеры, в частности, депутаты парламента страны от блока «Армения», утверждают, что официальный Ереван не должен был препятствовать отправке контингента ОДКБ в Казахстан. В то же время они полагают, что армянские военнослужащие не должны были участвовать в миротворческой операции.
По мнению части представителей внесистемной оппозиции, нельзя было посылать войска в рамках миротворческой миссии ОДКБ, поскольку эта военно-политическая организация не помогла Армении в Нагорно-Карабахском конфликте осенью 2020 год, а также не отреагировала на просьбу Еревана о помощи во время прошлогоднего вторжения азербайджанских военных на приграничные территории Армении. По словам экс-депутата и лидера партии «Просвещённая Армения» Эдмона Марукяна, «от 40 до 45 квадратных километров суверенной территории Армении уже несколько месяцев находятся под контролем Азербайджана. Никакая сила – ни срочного, ни медленного реагирования – не пришла к нам на помощь, несмотря на все наши призывы».
В принципе, можно понять и принять доводы авторов подобных утверждений. Тем не менее, сегодня целесообразность и политика двойных стандартов являются неотъемлемой частью международных отношений. Что касается войны в Нагорном Карабахе, российское руководство неоднократно заявляло, что Карабах де-юре находится в составе Азербайджана, да и сама Армения так и не признала его независимость. В мае прошлого года после оккупации Азербайджаном части армянского приграничья Ереван обратился в ОДКБ не по статье 4 Договора о коллективной безопасности («В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств-участников все остальные государства-участники по просьбе этого государства-участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную»), а по статье 2 («В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций…»).
Между тем, очевидно, что любое обращение в международную военно-политическую организацию носит формальный характер. В Армении хорошо понимают, что когда речь идёт об ОДКБ, подразумевается Россия. Чего-то особого от других членов этого объединения в Ереване не ожидают. Тем более, что почти все они на уровне двусторонних отношений однозначно тяготеют к Азербайджану. Впрочем, если бы в вопросах Карабаха и армяно-азербайджанского противостояния интересы Москвы и Еревана совпали, можно не сомневаться, что реакция ОДКБ и, конкретно, России была бы иной.
Негативная реакция в Ереване на введение армянских миротворцев в Казахстан обусловлена ещё одним, весьма неприятным для Армении, обстоятельством. 8 ноября прошлого года Касым-Жомарт Токаев поздравил Ильхама Алиева в связи с годовщиной победы Азербайджана в карабахской войне. Тем не менее, представляется, что вследствие неутешительных для Армении итогов 44-х дневной войны в Карабахе нынешние действия Никола Пашиняна вполне укладываются в контекст существующих политических реалий. Сегодня у него просто нет особого выбора, и не отправить в Казахстан своих военных в составе контингента ОДКБ он просто не мог. Как утверждает политолог Степан Даниелян, «За Арменией закрепился статус потребителя, а не источника обеспечения безопасности. И обеспечивать собственную безопасность перед лицом угрозы со стороны турецко-азербайджанского тандема Армения не в состоянии… Российские военные по итогам 44-х дневной войны размещены не только в Арцахе (Нагорный Карабах – ПП), но и, фактически, уже в Сюникской области Армении. Соответственно, являясь членом ОДКБ, Армения не может оставаться нейтральной в вопросе отправки в Казахстан военного контингента организации».