Турция попала в спираль кризиса лиры
ՏՆՏԵՍՈՒԹՅՈՒՆТурецкая лира потеряла почти четверть своей стоимости в этом году, так как стремительный рост инфляции и нежелание центрального банка повышать процентные ставки вызывают опасения по поводу нового валютного кризиса.
Турции не привыкать к подъемам и спадам, а также к резким колебаниям ее валюты. Турция долгое время считалась одной из самых рискованных стран с формирующимся рынком, с большим дефицитом текущего счета и полагалась на внешнее финансирование для подпитки неортодоксальной политики, направленной на рост.
Reuters приводит некоторые «горячие точки» лиры последних десятилетий:
2000/2001 – Валютный кризис.
Опасения по поводу состояния хрупкого банковского сектора обострились в конце 2000 года, что побудило банки закрыть межбанковские линии для уязвимых кредиторов и инвесторов, чтобы избавиться от акций и государственных облигаций.
Крах Demir Bank ускорил отток капитала, и центральный банк приостановил экстренные кредитные линии кредиторам, чтобы сохранить свои внутренние активы.
Турция получила 10,5 млрд долларов от Международного валютного фонда, что позволило т центральному банку защитить привязку лиры к доллару, но не раньше, чем валюта упадет на 25% менее чем за три недели.
Политический кризис еще больше подрывает доверие к системе, вызывая нападение на лиру. Правительство позволяет лире плавать, 22 февраля она падает примерно на треть по отношению к доллару.
2013/2014 – Коррупционный скандал
Турция оказалась в числе развивающихся рынков, пострадавших после того, как председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке объявил в мае 2013 года, что центральный банк США сократит покупку активов.
К давлению добавляются внутренние неурядицы: коррупционный скандал привел к отставке ключевых министров и перестановкам в кабинете.
Политики не хотят принимать меры, чтобы остановить падение лиры, поскольку президент Тайип Эрдоган в преддверии местных выборов призывает сохранить процентные ставки на низком уровне. Падение валюты вынуждает центральный банк действовать, в январе 2014 года он повышает ставки до 12% с 7,75% на экстренном заседании.
2018 – Санкции США
Турция переживает сейсмические политические сдвиги после попытки государственного переворота в июле 2016 года и конституционным референдумом в 2017 году, который привел к переходу от парламентской к президентской системе.
В мае 2018 года Эрдоган обещает ужесточить контроль над денежно-кредитной политикой и снизить ставки, что усилит опасения по поводу экономической нестабильности.
Вашингтон вводит экономические санкции после того, как Турция задержала американского пастора Эндрю Брансона по обвинению в терроризме, что всколыхнуло валюту: только за август лира упала на 25%.
Политический кризис спровоцировал экономический, вызвав серию понижений суверенных рейтингов и волнение на развивающихся рынках.
2021/2022 – Ревущая инфляция
Центральный банк снижает процентные ставки на 500 базисных пунктов в период с сентября по декабрь 2021 года, даже несмотря на то, что к концу года инфляция подскочила до 36% из-за сбоев в цепочке поставок и роста спроса после COVID-19.
В ноябре лира упала почти на 30%, что побудило политиков принять меры, чтобы убедить вкладчиков, банки и компании держать лиру, а не иностранную валюту, в то время как центральный банк вмешивается, чтобы стабилизировать лиру.
После нескольких недель относительного спокойствия в начале 2022 года кризис лиры возвращается, когда война в Украине усугубила глобальный рост цен. Инфляция в Турции превысила 70% и, как ожидается, ускорится. Геополитика усиливает давление, поскольку Анкара выступает против членства Швеции и Финляндии в НАТО, и намечается пограничное наступление на Сирию.
Аналитики опасаются, что в условиях крайне отрицательного значения чистых валютных резервов, процентной ставки на уровне 14% и обещания Эрдогана удерживать ставки на низком уровне страна может столкнуться с новым валютным кризисом.