BBC: Что происходит с Рубеном Варданяном и другими армянами в азербайджанских тюрьмах
ՔԱՂԱՔԱԿԱՆՈՒԹՅՈՒՆГод назад армяне бежали из Нагорного Карабаха после военной операции Азербайджана. Но не всех выпустили в соседнюю Армению: лидеры армян Карабаха, включая миллиардера Рубена Варданяна, были арестованы и отправлены в Баку.
Что ждет бывших президентов и министров непризнанной Нагорно-Карабахской республики? Кто занимается их защитой? И почему надежды на их освобождение связывают с климатической конференцией COP?
Журналистка Лилит Шахвердян поговорила с их родственниками и адвокатами для Русской службы Би-би-си.
В сентябре прошлого года, после десятимесячной блокады, Нагорный Карабах перешел под полную юрисдикцию Азербайджана. В те дни азербайджанские пограничники задержали восемь армян — бывших военных и политических лидеров непризнанной республики Нагорно-Карабахской Республики (НКР).
Среди них трое бывших президентов – Аркадий Гукасян, Бако Саакян и Араик Арутюнян. Но самый известный из этой группы — Рубен Варданян, российско-армянский миллиардер, несколько месяцев занимавший должность премьера в правительстве НКР.
Власти и правозащитники дают разные сведения о точном числе заключенных. Баку говорит о 23 армянских пленных: восьми лидерах НКР и 15 военнопленных и гражданских лицах, задержанных в результате военной операции Азербайджана в сентябре 2023 года.
Но правозащитница Сирануш Саакян, представляющая интересы армянских пленных в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), считает, что реальное число пленных значительно выше официальных данных.
Что с бывшими руководителями Карабаха?
В начале сентября генеральный прокурор Азербайджана заявил, что следствие завершено и вскоре дела бывших лидеров Карабаха будут переданы в суд. Это было едва ли не первое заявление об их судьбе с момента задержания.
Год назад арест бывших чиновников активно освещался в азербайджанских СМИ. Публиковались кадры, где бывших лидеров со связанными руками ведут по зданию Службы госбезопасности Азербайджана, а также фотографии их в СИЗО.
Но с тех пор новые кадры с ними не публиковались. В марте 2023 азербайджанский государственный канал AzTV анонсировал выпуск интервью с экс-президентом НКР Араиком Арутюняном и экс-министром обороны НКР Левоном Мнацаканяном.
Однако программа была снята с эфира. «Выпуск интервью в эфир зависит не только от нас. Мы столкнулись с вопросом о том, насколько целесообразно публиковать его сейчас» — объяснял представитель канала причины отмены.
С тех пор плененные не появлялись в СМИ.
Би-би-си связалась с членами семей двух задержанных бывших чиновников. Оба родственника сообщили, что находятся в телефонном контакте с заключенными, но инициировать звонки самостоятельно не могут. Они говорили на условиях анонимности.
«Мы знаем очень мало о его положении. Я не знаю, когда он снова сможет позвонить — через [Международный Комитет Красного Креста] или других посредников. Мы поддерживаем связь, но он не делится своим состоянием, говорит только, что всё в порядке. Обычно я сам рассказываю ему семейные новости», — рассказал один из собеседников.
Он узнает о судебных процессах только из азербайджанских СМИ.
Сын другого заключенного описал в разговоре с Би-би-си аналогичную ситуацию: «Он звонит нам время от времени, говорит, что со здоровьем все в порядке. Не было такого, чтобы он длительное время не выходил на связь».
Семьи заключенных осознают, что могут не увидеть своих родственников в ближайшее время. «Мы надеемся на его освобождение, но реальных предпосылок для этого пока не видим», – сказал один из родственников в интервью Би-би-си. Он говорит, что содействия их семье со стороны армянского правительства практически не было.
Международный Комитет Красного Креста (МККК) — единственная организация, которая на практическом уровне выступает посредником между Азербайджаном и Арменией, имеет физический доступ к арестованным и обеспечивает их связь с семьями.
МККК информирует армянские и азербайджанские СМИ о своих визитах к пленным. Последний раз о таких визитах сообщалось в августе этого года.
Российский миллиардер и карабахские военные
Родственники бывших лидеров армян Карабаха стараются не рассказывать подробностей об условиях их содержания под стражей, чтобы не усугубить их и без того уязвимое положение. Однако международная команда адвокатов Рубена Варданяна выбрала другую стратегию.
В июне этого года специальному докладчику ООН по вопросам пыток было направлено обращение с призывом осудить жестокое обращение и пытки, которым подвергается Варданян. В письме утверждается, что после объявления Варданяном голодовки в апреле 2024 года, его подвергли наказанию, поместив в карцер и лишив пищи и питьевой воды.
Адвокаты говорят, что в условиях изоляции свет в камере не выключался круглосуточно, Варданяна заставляли стоять в течение длительного времени, ему отказывали в доступе к туалетной бумаге, возможности помыться, сменить белье и одежду.
Ряд известных мировых деятелей, от экс-президента Ирландии Мэри Робинсон до бывшего главы МИД Франции Бернара Кушнера, призвали Азербайджан освободить Варданяна. Перед визитом президента России Владимира Путина в Баку в августе 2024 года Союз армян России обратился к нему с просьбой поднять во время переговоров в Баку вопрос об удерживаемых в Азербайджане руководителях карабахских армян.
Варданян задержан за «финансированиe терроризма» в Карабахе, создание незаконных вооруженных формирований и незаконное пребывание в Азербайджане.
Другие руководители непризнанной НКР обвиняются в пытках, террористических актах или возбуждении национальной вражды.
Например, Араик Арутюнян обвиняется в минировании территории страны, создании незаконных военных формирований, незаконном ввозе оружия и обстрелах городов Азербайджана во время войны в Карабахе 2020 года.
Аркадию Гукасяну, Бако Саакяну и председателю парламента Давиду Ишханяну предъявлены обвинения в терроризме, незаконном приобретении, хранении и ношении оружия и создании вооруженных формирований. А экс-глава МИД Давид Бабаян привлечен по более чем десяти статьям Уголовного кодекса Азербайджана.
Би-би-си направила запрос в Службу государственной безопасности Азербайджана, но не получила ответа.
Кто занимается освобождением пленных?
За последний год Баку и Ереван начали вести переговоры напрямую, без посредничества России или Запада. Обе стороны говорят, что стремятся к скорейшему подписанию мирного договора, но этому все время что-то мешает.
Однако есть и успехи. Одним из них можно считать процесс делимитации границы между двумя странами. Другим — обмен военнопленными в декабре прошлого года. Тогда Азербайджан освободил 32 пленных армян, а Армения возвратила двух азербайджанских военных и поддержала заявку Баку на проведение COP29, то есть 29-й сессии конференции ООН об изменении климата. Конференция пройдет с 11 по 22 ноября.
Бывшие руководители карабахских армян в этот обмен включены не были.
На уровне МИД, Армения осудила арест бывшего военно-политического руководства Карабаха и обратилась в Международный суд ООН. Однако премьер-министр Армении не называет их освобождение среди своих приоритетных задач.
Тем не менее надежда на возобновление международного внимания к этому вопросу есть. В разговоре с Би-би-си правозащитница Сирануш Саакян и адвокат Джаред Генсер, представляющий интересы Рубена Варданяна, выразили уверенность, что приближение COP29 в ноябре может вновь привлечь внимание мирового сообщества к проблеме военнопленных и политзаключенных.
Генсер - известный американский специалист в области прав человека, специализирующийся на политзаключенных. Генсер подчеркнул, что международное сообщество играет важную роль в этом вопросе: «На нашей стороне права человека и правда. В международных судах есть множество акторов, глубоко обеспокоенных происходящим в Азербайджане. [Президент Ильхам] Алиев может пытаться убежать или спрятаться от этой правды, но это приведет к огромным репутационным последствиям для него, которые будут только увеличиваться по мере приближения COP29».
Надежды на освобождение заключенных в связи с COP29 связаны в том числе с заявлениями западных политиков. Так, в начале сентября Бен Кардин, председатель комиссии по внешней политике Сената США, призвал президента Алиева освободить армянских заключенных и азербайджанских активистов и журналистов, задержанных из-за освещения коррупции или нарушений прав человека в стране.
Проведение важного международного мероприятия, такого как COP29, должно накладывать на принимающую сторону обязательства уважать свободу слова и собрания, пишет сенатор.
Официальные представители США и ЕС также периодически высказываются о судьбе армянских пленных и призывают Азербайджан обращаться с ними гуманно и в соответствии с международным правом.
Амнистии для активистов, за которых заступался Запад, в Азербайджане происходили и раньше, отмечает Лоуренс Броерс, научный сотрудник Королевского института международных отношений «Чатэм-хаус». Поэтому нельзя исключать и освобождения заключенных в преддверии COP29, но пока ничто на такую перспективу не указывает.
«Я слышал только слухи, что это может произойти», — говорит эксперт.
Позиция Армении и позиция Пашиняна
Адвокат Сирануш Саакян, представляющая семьи армянских военнопленных в международных судах, считает, что в рамках мирного договора Армении и Азербайджана должно обсуждаться и их освобождение всех задержанных армян. Но усилия армянских властей кажутся ей недостаточными.
«Давление должно исходить от международного сообщества. Армения сама по себе не способна создать необходимое давление. Если она останется в пассивной позиции и не обратится за поддержкой к международному сообществу, необходимого давления просто не будет», — говорит Саакян.
Представитель интересов Варданяна Джаред Генсер оценил усилия официального Еревана как «полный провал». Он утверждает, что вопрос освобождения пленных даже не поднимается в рамках мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном.
В МИД Армении в ответ на запрос Би-би-си заявили, что возвращение армянских военнопленных, гражданских лиц и бывших руководителей НКР «считается приоритетом и всегда находится в центре внимания МИД РА».
Однако последние заявления армянского премьер-министра говорят о том, что по крайней мере Варданяну не стоит надеяться на Ереван. На пресс-конференции в начале сентября Пашинян фактически переложил ответственность за судьбу Варданяна на Россию.
«Как получилось, что Рубен Варданян отказался от российского гражданства, кто посоветовал ему пойти на этот шаг, кто его отправил или командировал в Республику Армения, в Нагорный Карабах, с какой целью, на каких условиях, какие обещания были даны?» — спросил армянский премьер в ответ на вопрос журналистки о его судьбе.
Эти намеки похожи на риторику государственных СМИ Азербайджана, где Варданяна называют засланным в Карабах агентом Кремля. Позиция руководителей двух стран по этому делу настолько похожа, что независимые журналисты прямо уравнивают их.
«Официальная пропаганда Армении и Азербайджана уже несколько лет утверждает, что Рубен Варданян был отправлен в Армению, а затем в Нагорный Карабах Путиным», — пишет в своей колонке редактор газеты «Аравот» Арам Абрамян.
Что дальше?
Исход судебных процессов над лидерами карабахских армян пока не ясен — затягивание может сыграть как на пользу пленным, так во вред. Климатическая конференция COP29, вероятно, станет моментом максимального международного внимания к Азербайджану. Альтернативой остается прямая договоренность между Арменией и Азербайджаном, но пока это кажется маловероятным.
Задержание руководства непризнанной НКР представляет важную символическую победу для Азербайджана, считает Лоуренс Броерс. Можно ожидать, что процессы над ними станут медийным спектаклем, который будет утверждать точку зрения Азербайджана на карабахский конфликт.
В Баку недавно в очередной раз отвергли возможность снисхождения к бывшим лидерам НКР. «Что касается возвращения военнопленных, то Азербайджан не обязан освобождать военных преступников и представителей сепаратистского режима хунты», — сказал пресс-секретарь МИД Азербайджана Айхан Гаджизаде.
Однако родственники заключенных стараются не терять надежду.
«Если приговор до сих пор не вынесен, значит, вероятно, какие-то действия предпринимаются. Возможно, что-то действительно изменится», — высказал надежду член семьи в разговоре с Би-би-си.