Зачем Баку обостряет ситуацию на границе с Арменией?
ՄԻՋԱԶԳԱՅԻՆВо отношениях между Арменией и Азербайджаном наблюдается новое серьёзное обострение. После недавнего успеха в Нагорном Карабахе было вполне ожидаемо, что Баку попытается упрочить свои позиции в регионе, в частности, в контексте изменения конфигурации армяно-азербайджанской границы.
Эта проблема возникла после перехода к Азербайджану Кельбаджарского района. Тем более, что процесс демаркации и делимитации до сих пор не начался, то есть, ещё нет конкретных механизмов установления границ.
На прошлой неделе, решив «уточнить границы» в Сюникской области, Азербайджан ввёл около 250 своих военных на международно признанную территорию Армении, продвинувшись на несколько километров. Затем азербайджанские военнослужащие незаконно проникли на территорию уже Гегаркуникской области.
На срочно созванном внеочередном заседании парламента Армении было принято специальное заявление по поводу агрессивных действий Баку. В нём, в частности, отмечается: «Национальное собрание Республики Армения строжайшим образом осуждает посягательства Азербайджана на территориальную целостность Республики Армения и констатирует, что проводимая со стороны Азербайджана агрессивная политика нарушает установленные Уставом ООН основные принципы международного права, что даёт Республике Армения право осуществить предусмотренные международным правом, Конституцией РА и законодательством все соразмерные действия».
Армения не пресекла продвижение азербайджанских военных, а предпочла разрешать проблему дипломатическим путём, в первую очередь, при содействии России. Исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян направил президенту РФ Владимиру Путину письмо с просьбой оказать Армении военную помощь в соответствии с двусторонним Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 29 августа 1997 года. Параллельно с этим официальный Ереван обратился в Организацию Договора о коллективной безопасности. Тем самым, была задействована статья 2 Устава ОДКБ, где, в частности, говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитета одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности, государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций, вырабатывают и принимают меры по оказанию помощи таким государствам-участникам в целях устранения возникшей угрозы».
Состоялись также on-line переговоры министра обороны РФ Сергея Шойгу с его армянским коллегой Вагаршаком Арутюняном. Затем в Армению в срочном порядке прибыл командующий войсками Южного военного округа ВС РФ генерал Александр Дворников, в ведении которого находится дислоцированная в Гюмри 102-я российская военная база. Сразу после этого в армянских СМИ прошла полученная из достоверных источников информация о том, что силы российской базы перебрасываются в Сюникскую и Гегаркуникскую области Армении. Между тем, переговоры между Ереваном и Баку об урегулировании ситуации на границе проводились при посредничестве командующего российским миротворческим контингентом в Нагорном Карабахе генерал-лейтенанта Рустама Мурадова.
По словам Пашиняна, в этих переговорах с Азербайджаном принимали участие и представители российской военной базы со своими рабочими картами, которые соответствуют картам Армении: «Это означает, что данная территория является территорией ОДКБ, а также зоной действия армяно-российской объединенной группировки войск. Кроме того, это означает, что ситуация уже может рассматриваться в контексте статьи 4 Устава Организации Договора о коллективной безопасности».
Таким образом, Москва предприняла всё возможное для разрешения приграничной проблемы дипломатическим путём, чтобы та не переросла в новый вооружённый конфликт между Арменией и Азербайджаном. Ведь при подобном развитии событий Москва будет вынуждена защищать территориальную целостность своего стратегического союзника по ОДКБ – Армении. И, соответственно, Баку заявит, что Москва – не беспристрастный посредник, и она содействует Армении. Тем самым, миротворческая миссия РФ в Нагорном Карабахе может оказаться под большим вопросом. Чего, очевидно, и желают Баку и Анкара.
Поэтому положение Москвы весьма незавидное. Кремль явно не готов обострять отношения с Баку. Поэтому он делает максимум возможного, чтобы проблема разрешилась мирным путём. По этой причине очевидной поддержки у Еревана нет.
Возможно, Кремлю приходится сильнее давить на Баку негласным порядком, давая понять, что такие действия подрывают имеющиеся договорённости между лидерами России, Армении и Азербайджана, а это неприемлемо.
Между тем, однозначно провокационные действия Азербайджана при негласной поддержке союзной Турции имеют конкретную цель: Алиеву необходимо продемонстрировать военную силу. То есть, в целом это авантюрная попытка «явочным порядком» и силой обеспечить прямое сухопутное сообщение со своим эксклавом Нахичеванью через территорию Армении, но без учёта интересов армянской стороны.
Как представляется, намерение тюркского тандема открыть транспортный коридор в Нахичевань путём запугивания армянской стороны на данном этапе не сработало. Более того, Москва устами министра иностранных дел Сергея Лаврова заявила, что открытие коммуникаций может происходить лишь по обоюдному согласию. Это означает, что при всей принципиальной важности данного вопроса для России, Кремль выступает против его решения за счёт Еревана, да ещё и силовым путём.
Судя по всему, фактор неожиданности упущен. Долго держать своих солдат на армянской территории Баку вряд ли сможет – надо либо расширять операцию с большим риском возобновления масштабных военных действий, либо восстанавливать статус-кво.
Если же Азербайджан использовал бы третий вариант, то есть попытался бы заморозить нынешнюю ситуацию, это наверняка привело бы к резкому ухудшению обстановки не только на армяно-азербайджанской границе, но и в Нагорном Карабахе. Такая перспектива будет означать, что Баку явно провоцирует Москву, чтобы та была вынуждена пойти на использование силовых методов для выдавливания азербайджанских военных из территорий союзной Армении.
Судя по последней информации, Ереван и Баку при российском посредничестве пришли к какому-то решению, которое, в принципе, удовлетворяет обе стороны. Тем не менее, можно прогнозировать, что эксцессы со стороны Азербайджана на армяно-азербайджанской границе будут перманентными до тех пор, пока не начнётся реальный процесс демаркации и делимитации спорных участков.